3 июня 2007 г.

Майкл Каннингем "Дом на краю света"


Одно из самых потрясающих произведений, которые мне доводилось читать. Нечто похожее произошло, когда я читал Камю "Посторонний".
Потрясающий перевод от форзаца до форзаца не позволяет оторваться от красивейшего русского языка и происходящего, с плавностью Миссисиппи, сюжета.
Даже не хочется комментировать это произведение Майкла Каннингема. А еще просмотренный на днях фильм "Часы" по его произведению, где играют потрясающие М.Стрип, Н.Кидман - дают окончательную уверенность, что писатель гениальный.
Любимые цитаты
<…>Я любил его, но от его визитов мне всегда делалось тоскливо. Я ощущал себя деревенщиной, кузеном из Богом забытой глубинки….. В присутствии Джонатана моя жизнь съеживалась до каких-то смехотворных размеров, и я только и ждал, когда он наконец уедет в аэропорт, потому что в тот же миг нарушенный масштаб восстанавливался и я снова мог ходить по улицам Кливленда…
<…>За годы раздельной жизни мы потеряли чувство естественной неизбежности чужого присутствия. Мы были как родственники двух умерших друзей.
<…>А знаешь, если казаться не тем, кто ты есть на самом деле, можно получить не ту работу, не тех друзей, Бог знает что еще. Не свою жизнь.
<…>…я не мог позволить себе ничего, кроме нежности, потому что ненавидел его. Я едва сдерживался, чтобы не наорать на него за то, что он оказался таким заурядным, за то, что он не сумел изменить мою жизнь.
<…> - Мать Джона никогда не покупала ничего замороженного или консервированного.

- Ну конечно, а еще она сама ныряла за жемчугом и ловила норок себе на воротник……
<…>У людей, часто ходящих в кино, обычно вырабатывается ироничное отношение к происходящему, спектр смешного заметно расширяется.
<…>…большую часть своей сознательной жизни я осторожно скользила над подземными водами скуки и отчаяния, от которых меня отделял лишь тонкий слой воображения.
<…>…я хотела сказать ему, что мертвым мы должны еще меньше, чем живым, и что наша единственная, хотя и весьма сомнительная, возможность счастья – в безусловном приветствии перемен.
<…>…мы никогда не любили друг друга. Мы просто спрятались в ни на что не претендующее партнерство. Мы поддерживали друг друга на плаву и ждали. Мы были похожи на слуг, двух скромных лысеющих мужчин, отдавших жизнь не вполне определенным идеалам послушания и порядка.

"Мужчины и женщины сходятся в трагических треугольниках только затем, чтобы спустя какое-то время сделать над собой усилие и разрушить их. Сумевшие выжить начинают строить новый треугольник - потому что он надежнее и устойчивее, чем пара, в которой слишком многое зависит от партнера. Единственное, что должно волновать человека, - так это сакраментальный вопрос: может ли любовь победить одиночество, эгоистичное и одновременно такое неизбывно-трагическое? Ответ скорее отрицательный. Люди слабы, и чувства их тоже слабы и давно уже не в состоянии изменить мир. Однако у каждого из нас - когда уже нет ни любви, ни веры в нее - остается заветная возможность встретиться со своим настоящим, осознать себя здесь и сейчас. Каннингем показывает своим читателям, что часто это единственная возможность оценить свою жизнь и не жалеть о ней. И в этот момент он оставляет своих героев, не нужных ни себе, ни друг другу, по колено в ледяной воде лесного озера... "Даже смерть не могла бы уничтожить то, что я испытал тогда, - невыдуманную связь с собственной жизнью, с ее ошибками и кособокими свершениями. Теперь я не мог бы умереть несостоявшимся, потому что я был здесь, здесь и нигде больше"". Анна МАРТОВИЦКАЯ


настроение: Задумчивое
слушаю: Anne Lennox "No more I love you's"